Арт-Квилт


Современный художественный квилт.
 Долгий путь от деревенского стеганого одеяла до художественного авангарда был пройден художниками-квилтистами стремительно – всего за одно десятилетие. Возрождение широкого интереса к квилту, как к народному искусству лоскутного шитья возникло на волне «этнической» моды 70-х годов прошлого века. И примечательно то, что сразу же, одновременно с многочисленным копированием и цитированием старых квилтов известных по знаменитым коллекциям, крупнейшая из которых храниться в Метрополитен музее, начался процесс бурного развития квилта как нового направления художественного текстиля. Не будет преувеличением сказать, что на сегодняшний день никакой другой вид современного искусства не собирает на свои конкурсы и фестивали такого количества участников и зрителей, не имеет столь структурированной системы обучения, не издает такого количества книг и журналов.
Современный художественный квилт не желает знать никаких ограничений. Это поистине всеобъемлющее искусство использует не только текстиль, но и полиэтилен, бумагу, меиаллические предметы и конструкции, разнообразные природные материалы. Словом, от лоскутного одеяла остался лишь главный принцип – соединение множества разнородных частей в единое художественное целое. Формы допустимы любые. Это могут быть композиции как полностью плоскостные, так и плоскостные с отдельными выступающими деталями, и сквозные, работающие на просвет, и пространственные.
Как  искусство молодое, динамичное, еще не имеющее собственного канона, собственной ниши, квилт находится в состоянии поиска, причем поиск этот ведется сразу во всех направлениях, какие только можно придумать, нет оснований говорить ни о едином стиле, ни даже об общей эстетической направленности.

Традиция:

В современном художественном квилте встречаются интересные  примеры  взаимодействия с традиционными формами искусства. Так, например, японские художники соединили квилт с оригами - традиционным искусством
Складывания фигурок из бумаги. Каждый блок такого квилта не плоский квадрат, а призма, сложенная по принципу оригами (как детская гадалочка), открывая и закрывая лепестки которой можно по своему желанию менять цвет любого фрагмента панно. Таким образом получается работа бесконечно меняющаяся во времени.
Другой пример – квилтовые ремейки самых различных живописных и графических стилей, особенно в диапозоне от модерна до авангарда. Это весьма любопытный процесс – некоторые из таких «переводов», вдруг, оказались эффектнее и органичнее «оригинала», в других же случаях возникал некий новый контекст восприятия известных вещей.
Продолжением традиции сложных текстильных декоров 17-18 века можно считать «сефис-дизайн» (буквально – дизайн поверхности) – самое модное, на сегодняшний день направление европейского художественного квилта, предполагающее совершенно другой  подход к текстильной поверхности как к фактуре, совершенно иные принципы работы с тканью. Это направление – кладезь находок для современной текстильной промышленности, которая, кстати, потому и щедро субсидирует фестивали квилта, что видит в них свою творческую лабораторию. Квилт в тендеме с новейшими промышленными технологиями делает революцию в текстильной промышленности, каждый год рождая коллекции принципиально новых тканей.
            Для таких необычных решений был придуман специальный термин: «крейзи» (сумасшедший) квилт. В этой всегда неповторимой технике создаются и вполне функциональные вещи:панно, жилет или экстравагантная шляпа, и вещи антифункциональные – например, квилтовый самолет; интересно решаются самостоятельные художественные объекты для выставок, музейных коллекций, а также отдельные фрагменты оформления эстрадных шоу или театральных представлений. Здесь кстати бкдет заметить, что квилт в театре имеет свои истоки, уходящие еще к Леону Боксту.
Одежда:
Магистральное направление квилт-дизайна — модная одежда. И молодые модельеры, и знаменитые кутюрье начиная с 70-х годов охотно создают целые квилтовые коллекции. Наряды в фольклорном стиле (причем разных народов) и изысканные вечерние туалеты, повседневная одежда и экстравагантные эстрадные костюмы, вещи уникальные и серийного, массового пошива — казалось бы, испробовано уже все, и, тем не менее, каждый раз рождается что-то совершенно новое.
Не правы те, кто говорит, что квилт — это одежда бедных. Квилт — это одежда романтиков!
Интерьер:
Если вы думаете, что квилт уместен только в дачно-деревенской обстановке, вы глубоко ошибаетесь. Квилт чрезвычайно популярен в декоре современных интерьеров самых разных стилей, и даже трудно сказать, в каком из них выразительные возможности квилта раскрываются полнее.
Если вам предпочитаете классику — сочетание гобеленовых тканей, муара, парчи и велюра создаст эффект изысканной роскоши в вашей гостиной, квилтовое панно в сдержанных тонах со строгим графическим рисунком прекрасно впишется в интерьер офиса. Тем же, кто любит художественный авангард, небезынтересно будет взглянуть на квилтовые интерьеры, выполненные по эскизам  Сальвадора  Дали, в которых разноцветная квилтовая мебель создает ощущение нереального, сказочного пространства. Или на  знаменитые стулья и диваны Карлы Толомео, парадоксальным образом и свежо и органично вписывающиеся в тяжеловесные дворцовые интерьеры,.Казалось бы язык не повернется сравнивать.их с «бабушкиными» лоскутными одеялами, но все же здесь различие именно кажущееся, видимое, по сути же и это тоже квилт.
Но квилтовая мебель – это не предел, есть еще и квилтовая скульптура, причем зачастую весьма внушительных размеро, одним словом, авангардный квилт – это полная свобода творчества, широкое поле для реализации самых буйных художественных фантазий. Именно эта безграничность возможностей сделала крейзи-квилт остромодным направлением современного искусства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий