Современный художественный квилт.
Долгий
путь от деревенского стеганого одеяла до художественного авангарда
был пройден художниками-квилтистами стремительно – всего за одно
десятилетие. Возрождение широкого интереса к квилту, как к народному
искусству лоскутного шитья возникло на волне «этнической» моды 70-х
годов прошлого века. И примечательно то, что сразу же, одновременно
с многочисленным копированием и цитированием старых квилтов
известных по знаменитым коллекциям, крупнейшая из которых храниться
в Метрополитен музее, начался процесс бурного развития квилта как
нового направления художественного текстиля. Не будет преувеличением
сказать, что на сегодняшний день никакой другой вид современного
искусства не собирает на свои конкурсы и фестивали такого количества
участников и зрителей, не имеет столь структурированной системы
обучения, не издает такого количества книг и журналов.
Современный
художественный квилт не желает знать никаких ограничений. Это
поистине всеобъемлющее искусство использует не только текстиль, но и
полиэтилен, бумагу, меиаллические предметы и конструкции,
разнообразные природные материалы. Словом, от лоскутного одеяла
остался лишь главный принцип – соединение множества разнородных
частей в единое художественное целое. Формы допустимы любые. Это
могут быть композиции как полностью плоскостные, так и плоскостные с
отдельными выступающими деталями, и сквозные, работающие на просвет,
и пространственные.
Как искусство
молодое, динамичное, еще не имеющее собственного канона, собственной
ниши, квилт находится в состоянии поиска, причем поиск этот ведется
сразу во всех направлениях, какие только можно придумать, нет
оснований говорить ни о едином стиле, ни даже об общей эстетической
направленности.
Традиция:
В современном художественном квилте
встречаются интересные примеры взаимодействия с традиционными
формами искусства. Так, например, японские художники соединили квилт
с оригами - традиционным искусством
Складывания фигурок
из бумаги. Каждый блок такого квилта не плоский квадрат, а призма,
сложенная по принципу оригами (как детская гадалочка), открывая и
закрывая лепестки которой можно по своему желанию менять цвет любого
фрагмента панно. Таким образом получается работа бесконечно
меняющаяся во времени.
Другой пример –
квилтовые ремейки самых различных живописных и графических стилей,
особенно в диапозоне от модерна до авангарда. Это весьма любопытный
процесс – некоторые из таких «переводов», вдруг, оказались эффектнее
и органичнее «оригинала», в других же случаях возникал некий новый
контекст восприятия известных вещей.
Продолжением
традиции сложных текстильных декоров 17-18 века можно считать «сефис-дизайн»
(буквально – дизайн поверхности) – самое модное, на сегодняшний день
направление европейского художественного квилта, предполагающее
совершенно другой подход к текстильной поверхности как к фактуре,
совершенно иные принципы работы с тканью. Это направление – кладезь
находок для современной текстильной промышленности, которая, кстати,
потому и щедро субсидирует фестивали квилта, что видит в них свою
творческую лабораторию. Квилт в тендеме с новейшими промышленными
технологиями делает революцию в текстильной промышленности, каждый
год рождая коллекции принципиально новых тканей.
Для
таких необычных решений был придуман специальный термин: «крейзи»
(сумасшедший) квилт. В этой всегда неповторимой технике создаются и
вполне функциональные вещи:панно, жилет или экстравагантная шляпа, и
вещи антифункциональные – например, квилтовый самолет; интересно
решаются самостоятельные художественные объекты для выставок,
музейных коллекций, а также отдельные фрагменты оформления эстрадных
шоу или театральных представлений. Здесь кстати бкдет заметить, что
квилт в театре имеет свои истоки, уходящие еще к Леону Боксту.
Одежда:
Магистральное
направление квилт-дизайна — модная одежда. И молодые модельеры, и
знаменитые кутюрье начиная с 70-х годов охотно создают целые
квилтовые коллекции. Наряды в фольклорном стиле (причем разных
народов) и изысканные вечерние туалеты, повседневная одежда и
экстравагантные эстрадные костюмы, вещи уникальные и серийного,
массового пошива — казалось бы, испробовано уже все, и, тем не
менее, каждый раз рождается
что-то совершенно новое.
Не правы те, кто
говорит, что квилт — это одежда бедных. Квилт — это одежда
романтиков!
Интерьер:
Если вы думаете, что квилт уместен
только в дачно-деревенской обстановке, вы глубоко ошибаетесь.
Квилт чрезвычайно популярен в
декоре современных интерьеров самых разных стилей, и даже трудно сказать,
в каком из них выразительные возможности квилта раскрываются полнее.
Если вам
предпочитаете классику — сочетание гобеленовых тканей, муара, парчи
и велюра создаст эффект изысканной роскоши в вашей гостиной,
квилтовое панно в сдержанных тонах со строгим графическим рисунком
прекрасно впишется в интерьер офиса.
Тем
же, кто любит художественный авангард, небезынтересно будет
взглянуть на квилтовые
интерьеры, выполненные по эскизам Сальвадора Дали, в которых
разноцветная квилтовая мебель создает ощущение нереального, сказочного пространства. Или на
знаменитые стулья и диваны Карлы Толомео, парадоксальным образом и
свежо и органично вписывающиеся в тяжеловесные дворцовые
интерьеры,.Казалось бы язык не повернется сравнивать.их с
«бабушкиными» лоскутными одеялами, но все же здесь различие именно
кажущееся, видимое, по сути же и это тоже квилт.
Но квилтовая
мебель – это не предел, есть еще и квилтовая скульптура, причем
зачастую весьма внушительных размеро, одним словом, авангардный
квилт – это полная свобода творчества, широкое поле для реализации
самых буйных художественных фантазий. Именно эта безграничность
возможностей сделала крейзи-квилт остромодным направлением
современного искусства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий